Блог
Монтессори педагогика: опыт мамы и психолога Виктории Боярской
Исследуем Монтессори педагогику в большом интервью с Викой Боярской. Эта беседа про родительскую уязвимость, эргономику детской, удобство по Монтессори во время переездов и о многом другом.
Содержание статьи
- Как и с чего началось изучение развития детей
- Знакомство и первые шаги к системе Монтессори
- Эргономика в детской и соразмерность
- Организация пространства и рутины при переезде
- Как быть спокойным, когда дети наводят беспорядок
- Статьи и книги о педагогике Монтессори
- Плоды трудов в детях
Давайте знакомиться!
Вика Боярская — нарративный практик, психолог-консультант, создательница проекта «Домоводство 2.0» (блог о теории и практике современного быта).
За время существования проекта «Домоводство 2.0» Вика провела десятки лекций, посвященных разным аспектам организации быта: планированию пространства, выстраиванию рутин, изменению образа жизни.
1. Вика, когда вы впервые задумались о том, как лучше организовывать развитие ваших детей?
У меня есть ощущение, что родители часто думают об этом. Когда я была беременна первым ребенком, много читала, чтобы узнать, как дети развиваются и какие у них есть потребности. А еще мне было важно осмыслить родительство в экзистенциальном ключе. Это когда мы выполняем не только конкретный набор задач – покормить, погулять, отвезти — а ощущаем некую философию и скрытый смысл во всем этом. Такой подход мне казался даже важнее, а всякие бытовые дела и трудности, как я думала тогда, буду решать по ходу.
Когда родилась дочка, стало понятно, что быт тесно связан с психологическими процессами и экзистенциальными идеями, и одно невозможно без другого.
С появлением второго ребенка я больше утвердилась в этом и стала видеть связь между тем, как мои дети одеваются, пользуются городом и его инфраструктурой, чувствуют себя в театре, кафе, магазине и тем, какими личностями они становятся. Связь прикладных навыков и внутренних качеств стала достаточно очевидной.
2. Помните ли вы, как произошел мэтч с Монтессори системой? В каких условиях вы это почувствовали? Почему доверились?
Мне кажется, я осознала это в полной мере, когда дочка пошла в детский сад. Это был маленький домашний сад, который организовала монтессори-педагог у себя в квартире. Она оказала сильнейшее влияние на мою жизнь.
Во время адаптации Ханны к саду я наблюдала за тем, как работает педагог – что она делает и что не делает, как влияет на детей и как, наоборот, ограничивает свое влияние. Чем больше я наблюдала, тем больше проникалась ее подходом. Потому что в нем сплетались духовность, огромное количество интеллекта и прикладные педагогические навыки.
Самый ценный принцип Монтессори для меня в том, что можно создать такую среду для ребенка, чтобы он смог раскрыть свой потенциал и ощутил, что какие-то вещи можно делать самостоятельно, без чувства зависимости от взрослого и даже с проживанием своего успеха на уровне тела — смог дотянуться, смог схватить, получилось поймать нужный фокус на предмете и этим решить задачу. Такие ежедневные повторения и успешность в них, которая нарабатывается со временем, формирует личность, способную дерзать и проявляться в этом мире. Это также формирует в человеке чувство достаточности и удовлетворение от того, какой он есть.
На данный момент я глубоко изучаю психологию и работаю с клиентами в нарративной практике. Этот подход во многом про то, чтобы возвращать людям авторство в свою жизнь, возможность самим выбирать, как жить, и решать, что с ними будет происходить в будущем. И чем больше я общаюсь с разными взрослыми, тем больше думаю про то, как важны азы самостоятельности и авторства.
Как раз Монтессори быт и среда, в которой растут мои дети, наполнена глубокими смыслами, связанными с будущими возможностями.
3. Что вы можете сказать про эргономику в детской?
Самое главное в том, что касается эргономики — это соразмерность. Довольно очевидный параметр – соразмерность по росту. Невысокому человеку нужен невысокий стол и невысокий стул. Этим большинство людей интуитивно пользуется каждый день.
Мне кажется, соразмерность важна в скорости, которую мы ожидаем от детей. Люди, живущие в больших городах, стремятся к высокой продуктивности и очень часто начинают требовать такой же продуктивности от своих детей. В этом месте принцип соразмерности будет нарушаться. Детский темп намного ниже. Тем не менее, я замечаю, как взрослые торопят детей или стремятся выполнить задачу за них, чтобы ускорить процессы. На мой взгляд, это разрушает в детях уверенность в том, что они сами могут справиться с задачей.
Здесь можно подумать, про что это лично для вас в вопросах организации детской или любого другого пространства дома, где есть ребенок.
Также важно соблюдать соразмерность выбора.
Люди моего поколения — это люди, которые росли во времена перестройки, и на нас по-прежнему сильно влияют убеждения, что изобилие очень важно, что нужно иметь большой выбор, что всего нужно дать ребенку достаточно. Эти установки сильно отличаются от детских возможностей ориентироваться в количестве вещей.
Детям важно иметь ограниченное количество предметов или ситуаций, когда им приходится выбирать. Ребенок трех-четырех лет умеет выбирать из 2-3 предметов. Многие дети в 6-7 лет испытывают трудности, когда нужно выбирать из большего количества предметов.
Если следовать этому принципу, мне очень нравится идея маленьких детских шкафов. И не только потому что ребенок сам может дотянуться до нужной вещи, но еще и потому, что его вместимость достаточно мала. Да, наши дети заслуживают того, чтобы каждый день надевать по десять новых вещей. Я очень понимаю эти материнские чувства и сама их испытываю регулярно. Но в том возрастном периоде, когда ребенок учится одеваться сам, он может выбирать из двух-трех предметов одежды.
Мир не предоставляет нам неограниченное количество возможностей. Нам нужно научиться выбирать то, что есть, и принимать то, что есть. И это навык принятия, который можно развивать у детей с раннего возраста.
4. За последнее время вы несколько раз переезжали с семьей. Удалось ли сохранить принципы организации удобного пространства для детей, их рутины и занятий?
Это действительно проблемный вопрос, и мне очень хотелось побеседовать с вами в этом интервью, потому что мне близок тот угол обзора, под которым вы смотрите на ситуацию. Он очень верный.
Люди, которые часто переезжают с детьми, могут впадать в крайности, чтобы выдержать турбулентность. Например, они могут отказываться от рутины и жить в хаосе, в котором все постоянно меняется. Природа создала детей максимально адаптивными, поэтому они легко могут привыкнуть к хаосу в домашней рутине. Они с этим смиряются и научаются. К примеру, спать и есть в любых условиях и обходиться неудобными предметами.
Но, с другой стороны, я замечаю, как хорошо стабилизирует соблюдение расписания и ритма жизни, особенно если мы не можем менять пространство съемной квартиры или отеля. Родители в силах регулировать время и действия, которые они выполняют даже в самом чуждом им пространстве. А это можно и нужно регулировать под потребности детей. Так они научаются создавать себе комфорт сами.
Например, находясь в кафе без детского стульчика, я не буду стесняться и посажу ребенка на диванную подушку или вовсе сменю кафе. Во многих кафе ребенок вынужден управляться большими вилками и ножами. Я не стану подвергать своих детей стрессу и по возможности буду брать с собой маленькие приборы или свою бутылку для воды как альтернативу граненому бокалу. Нам важно держать фокус на каких-то минимальных действиях и предлагать все то, что мы можем, чтобы ребенку было удобно.
Матрас с высокой и неудобной кровати можно поместить на пол, чтобы ребенку было комфортно. Мы можем также купить складную лесенку или стульчик, чтобы малыш мог дотянуться до раковины или нужной полки. Я замечаю, что выбор на маркетплейсах в разных уголках мира становится больше и разнообразнее.
Еще я думаю, что лучше не перегружать ребенка какими-то новыми предметами. Когда мы начали переезжать, мне самой иногда было с этим сложновато, потому что хотелось быстрее обустроиться на новом месте. А дети, наоборот, хотели все свои привычные и старые вещи назад. Старые игрушки, зачитанные до дыр книжки — это все символы предсказуемости и безопасности для детей. Мне пришлось производить целую работу над собой, чтобы научиться утолять свои эстетические замашки за пределами нашего совместного быта. Моя задача как мамы обеспечить детям внутреннюю стабильность и предсказуемость. И если я могу сделать это все за счет их старых пижам и игрушек — я это сделаю, потому что не хочу пренебрегать их потребностями.
5. Многих родителей пугает рассыпанная по дому крупа, неудачные попытки детей налить себе воду и прочее. Как с этим быть?
Если это пугает, очень важно получать помощь и поддержку самим родителям. Я очень хорошо представляю себе, что это такое, когда тебя как родителя что-то пугает. В этот момент чувствуешь себя, кем угодно, только не родителем — разъяренным медведем, взбесившейся фурией или мамой-монстром. А кто-то в такой ситуации ощущает себя очень маленьким, брошенным и одиноким.
Мне кажется, если родитель замечает, что его выводит из себя беспорядок, очень важно найти кого-то, кто будет на его стороне — и как родителя, и как человека, который нуждается в поддержке и внимании к тому, что с ним происходит. Вот примерные вопросы, которые помогут исследовать чувства родителей в ситуации проб и ошибок ребенка:
- Что я вижу страшного в том, что крупа рассыпалась?
- Что делает меня таким уязвимым?
- Почему я не могу держать себя в руках?
- Что происходит со мной, когда я вижу, что мой ребенок не справляется с тяжелым стаканом воды каждый день и разливает ее?
- Почему я просто наблюдаю и не предложу ему чашку поменьше?
Может, я просто не замечаю, что ребенку тяжело? А может, я не умею замечать такие тонкости и во многом сужу по себе? И пока вы не заметите себя в качестве потерянного взрослого — вряд ли справитесь.
Если вы чувствуете, что в вас рождаются смешанные чувства в ответ на детское поведение, в первую очередь, надевайте маску на себя — ищите помощь и поддержку, опирайтесь на кого-то. Это поможет стать заботливым взрослым, в котором так нуждается ребенок. Пусть вам подсветят и расскажут, что крупа — это штука, которую можно убрать. А еще можно показать ребенку, как это сделать. А еще ребенок может увидеть в вас пример того, что можно не разрушаться от неудач и своими руками исправлять разные ситуации. Дети очень быстро это все подхватят. Но это ваша внутренняя работа.
6. Могли бы вы предложить родителям, которые нас читают, необходимые материалы, статьи, фильмы, книги на ваш вкус, чтобы дать представление о педагогике Монтессори?
Мне кажется важным читать первоисточники. Основные труды Марии Монтессори переведены на русский, а многие из ее статей и материалов можно найти в интернете. Несмотря на то, что она писала сто лет назад, ее взгляды по-прежнему очень живы.
Я бы обратила внимание на сборник «Помоги мне это сделать самому». В ней довольно много практических рекомендаций. Я думаю, важно не опираться на картиночные видеообзоры и блоги, в которых дети занимаются в красивых пространствах, с новыми материалами, делают все верно и радуют маму и всех вокруг. За такой картинкой, где люди в основном показывают практику применения методики, теряется смысл — ради чего мы это делаем. Так вот, в книге «Помоги мне это сделать самому» сами приемы соотносятся с идеологией и отвечают на вопрос, почему нам важно их соблюдать.
И если вернуться к переезду или другой непростой ситуации турбулентности, то для меня как для родителя очень важно опираться на идеологию и смысл — для чего я это делаю. Возможно, первое время я не создам идеальные условия для своих детей, но за моим представлением об их будущем будут стоять ценности и смыслы, на которые я буду опираться. И если я реализую смысл, то и картинка подтянется. А если смысла нет, то самые красивые вещи становятся ненужными.
7. Видите ли вы плоды своих трудов в детях?
Я испытываю радость и счастье, когда вижу, что мои дети что-то разлили и самостоятельно убирают за собой. В этот момент я думаю, что как родитель в этой жизни я многое делаю правильно. И нужно продолжать делать так же!